09.11.2020
31.10.2022
13.09.2022
Телефоны
«горячей линии»
По вопросам организации и проведения итогового сочинения (изложения) в 2022-2023 учебном году телефоны «горячей линии»:
8(495)-984-89-19 — Министерство просвещения Российской Федерации;
8(800)200 98 90 — Министерство образования и науки КЧР;
8(495)104 68 38 — телефон доверия ЕГЭ Министерство просвещения
Российской Федерации
8(800)555 19 81; 8(499) 1106280 — горячая линия ФГБУ «ФЦТ» для ОИВ и РЦОИ;
8(878)7574955 – Управление
образования администрации Усть-Джегутинского муниципального района
8(878)-75-4-61-04 – МБОУ «СОШ а. Джегута»
13.09.2021
Утверждены тематические направления итогового сочинения 2021/22 учебного года:
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
3. Преступление и наказание — вечная тема
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина
ЧЕЛОВЕК ПУТЕШЕСТВУЮЩИЙ Человек путешествующий: дорога в жизни
человека Тематическое направление нацеливает
выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.
Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых
впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев,
фантазийных перемещениях во времени и в пространстве,
о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание
дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может
быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом
значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек
на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется,
лучше понимает самого себя и других людей. Обращение
к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной
литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит
рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности
и внутреннего мира человека. Темы по направлению Цивилизация
и технологии — спасение, вызов или трагедия?
Тематическое направление заостряет внимание выпускника
на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах,
связанных с ее плодами. Темы сочинений будут способствовать раздумьям
выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими
новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению
о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий
его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов
пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов»
и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических
последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между
материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.
Примеры из философской, научной, публицистической, критической
и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки
и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу
и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям,
в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе
к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии. Темы по направлению Преступление и наказание — вечная тема
Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание»
как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями
закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния. Темы сочинений позволят анализировать
и оценивать поступки человека с правовой и этической точек
зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность
за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого
преступника, возмездие и муки совести и др. Многообразны литературные источники,
рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической,
психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой
публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература,
в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф.
М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все
человечество будет отмечать в конце 2021 г. Темы по направлению Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
Тематическое направление позволяет высказаться о произведении
различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе
мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для
автора сочинения.
В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные)
предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него
произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное
эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным
опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических
и мировоззренческих установок автора и выпускника.
Высказываясь о произведении искусства с опорой
на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при
аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии),
мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих
трудов критиков и ученых Темы по направлению Кому на Руси жить хорошо? — вопрос
гражданина Тематическое направление
сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова,
200-летие со дня рождения которого отмечается в конце
2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом
понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной
ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах
социальных пороков и способах их устранения, о необходимости
помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях
совершенствования общественного и государственного устройства. Темы сочинений, ориентированные
на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю
и современность, опереться на читательский кругозор и опыт
социально-значимой деятельности выпускника. При раскрытии тем этого направления
можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической,
психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации
свою гражданскую и нравственную позицию. Темы по направлению
13.09.2021
ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ (ИЗЛОЖЕНИЕ) КАК УСЛОВИЕ ДОПУСКА К ГИА проводится для обучающихся XI (XII) классов, в том числе для:
- иностранных граждан, лиц без гражданства, в том числе соотечественников за рубежом, беженцев и вынужденных переселенцев, освоивших образовательные программы среднего общего образования в очной, очно-заочной или заочной формах, а также для лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования в форме семейного образования или самообразования;
- лиц, обучавшихся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе среднего общего образования, а также обучающихся, получающих среднее общее образование в рамках освоения образовательных программ среднего профессионального образования, в том числе образовательных программ среднего профессионального образования, интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования (в случае прохождения ГИА экстерном в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе среднего общего образования с последующим получением аттестата о среднем общем образовании);
- обучающихся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
- обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов по образовательным программам среднего общего образования.
ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ В ЦЕЛЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИ ПРИЕМЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЖЕЛАНИЮ ТАКЖЕ МОЖЕТ ПРОВОДИТЬСЯ ДЛЯ:
- лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования в предыдущие годы и имеющих документ об образовании, подтверждающий получение среднего общего образования (или образовательные программы среднего (полного) общего образования - для лиц, получивших документ об образовании, подтверждающий получение среднего (полного) общего образования, до 1 сентября 2013 года);
- граждан, имеющих среднее общее образование, полученное в иностранных образовательных организациях (далее вместе - выпускники прошлых лет);
- лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования;
- лиц, получающих среднее общее образование в иностранных образовательных организациях;
- лиц, допущенных к ГИА в предыдущие годы, но не прошедших ГИА или получивших на ГИА неудовлетворительные результаты более чем по одному обязательному учебному предмету, либо получивших повторно неудовлетворительный результат по одному из этих предметов на ГИА в дополнительные сроки (далее - лица со справкой об обучении).
ИЗЛОЖЕНИЕ ВПРАВЕ ПИСАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ КАТЕГОРИИ ЛИЦ:
- обучающиеся XI (XII) классов, экстерны с ограниченными возможностями здоровья;
- дети-инвалиды и инвалиды;
- обучающиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
- обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.